Так уж повелось, что все поездки в моей жизни происходят спонтанно. Твердо решив, что с автоспортом на этот сезон я буду связан только как организатор соревнований, я никак не подозревал что мои «твердые» убеждения развеются в пыль очень быстро. Увидев анонс знаменитой традиционной гонки «пустынный экспресс», или как еще называют такой формат соревнований автогонщики «Пушечное ядро», я дрогнул. Осталось дело за малым. Найти еще троих безумцев готовых выдержать испытание пустыней и потратить сравнительно небольшие, но все же деньги на поездку. Желающие нашлись неожиданно быстро – Костя Бондарев, Шейнич Татьяна (жена Кости), Саша Сингаевский и я Сухецкий Богдан. Вот и весь состав представляющий Украину в далекой стране Султанат Оман на Аравийском полуострове в международной гонке Пустынный Экспресс. Кроме меня, представление о внедорожном спорте у остальной компании было очень поверхностное. Но желание испытать себя в пустыне превысило всякий здравый смысл. Я ничуть не переживал, мы давно знакомы и по поводу коммуникабельности, выносливости и напористости сомнений не было. В спешном порядке собрали снаряжение и… прилетели в Султанат Оман. Формат соревнований казался довольно простым. Организатор выдавал стандартные автомобили Тойота Ленд Круйзер 100 с 4.5 литровыми бензиновыми двигателями и двумя топливными баками. Оснащены машины по минимуму. Каркас безопасности, 4-х точечные ремни, стандартная резина, стандартный набор ключей, стандартный домкрат, трос, пару тяжеленных трапиков (металические площадки, которые в случае чего засовывают под колеса), радиостанция, работающая на одной частоте для всех и система спутникового контроля ИРАТРАК по которой в онлайне отслеживалось движение экипажей. С помощью этой системы организатор следил за передвижением автомобиля, там имелась красная кнопка SOS для экстренных случаев и зеленая для связи с организатором через спутник. Этот чудо приборчик имел датчик, который сам посылал сигнал аварии, если автомобиль перевернулся. И конечно наш основной проводник и путеводитель – прибор GPS (система позиционирования позволяющая определять местонахождение), в который были зашиты 49 точек маршрута. GPS показывал направление на точку и когда экипаж подходил ближе чем на 200 метров к метке, автоматически открывалась следующая последовательная точка. За 7 дней пути разрешено было пропустить только 2 точки и то с приличной пенализацией. Подсчет результата осуществлялся тоже довольно просто. Кто сумел пройти по кратчайшему пути с минимальным километражем в определенное время – тот и победитель. Понятно, что кратчайший путь был отнюдь не сахар и пролегал по самым диким местам страны вдалеке от дорог. Маршрут периодически подходил к заправкам с магазинами, где можно было дозаправиться и докупить воду и провизию.
Одно из основных правил гонки гласило, что экипажи одной команды обязаны стартовать не раньше 8 утра и остановиться где бы они не находились ровно в 16.00, при этом неотрывно находиться в прямой видимости друг с другом. Любое нарушение жестоко наказывалось пенализацией.
За день до старта на страну обрушился мощный ураган, который разрушил часть дорог, дома, поломал пальмы. Местами дороги были покрыты почти метровым слоем глины и грязи нанесенными селевыми потоками. Трудно было представить, что было бы с участниками застань нас такие потоки где-то в долинах.
Первый день обещал быть очень насыщенным. Доезд к месту старта почти 230 км. Там уже проводились какие-то официальные мероприятия для VIP персон, гонки на верблюдах, народные танцы, приветственные слова и т.д. Нас все это интересовало мало. Всплески адреналина, нервная дрожь, последние приготовления перед стартом. В машинах закреплено все, что возможно пригодится во время пути. Брали все по минимуму. Ведь каждый кило дополнительного веса в дюнах играет большую роль. Спускаем колеса так, что диски почти касаются земли – это поможет не зарываться в песок. Машины выстраиваются в линию между двумя песочными горами. В «легенде» (дорожной книге, в которой написаны комментарии к каждой точке) стоит первая информация: слева в дюнах вы найдете проход к следующей точке. Влево смотреть не хотелось. Дюны высотой под 200 метров, с которых местные детишки скатывались с радостными воплями на картонках, выглядели просто неприступными. Французы, немцы, голландцы, прибалты, россияне, белоруссы, казахи, украинцы. 16 команд, 36 автомобилей. Все по взмаху организатора ринулись в долгий семидневный путь. Из радиостанций несся такой галдеж на разных языках, что пришлось сделать звук на минимум. Потихоньку страсти улеглись, все перевалили за хребет и каждый двинулся по своей малопонятной траектории на точку.
На вершине дюны открылась потрясающая картина. Огромное, бескрайнее море песка. До самого горизонта одни дюны. Преодолеть по прямой этот ужас, как нам казалось, было невозможно. Где же этот проход, о котором так заботливо написали организаторы? После пару десятков километров, которые мы ехали почти 5 часов с постоянным откапыванием машин, мы совершили практически единственную, но повлиявшую на весь результат ошибку. Не видя другие экипажи, решили, что все-таки проход где-то есть и, не смотря на то, что очень сильно отклонялись от прямой, упорно искали легкий путь… Только к вечеру мы поняли, что никакого прохода нет. Впереди были все те же дюны, которые нужно было преодолеть любыми усилиями. Устав морально и физически приняли твердое решение. ВПЕРЕД!!! Но увы, много лишних километров уже отбросили наш результат без надежды на призы. К концу дня преодоление песка превратилось в рутину. Усадив по пороги в дюнах сразу две машины, мы с некоторым облегчением приняли решение устраивать привал. Не прошло и 30 минут после остановки, как начался дождь. Вы можете себе представить?!! Пустыня в первый день решила проверить нас на прочность по полной программе. Но это был еще не конец. В спешном порядке разбиваем лагерь и тут ситуация стала просто комичной. В моей палатке отсутствовал каркас, колышки, веревки. Чехольчик с этим всем остался лежать дома. А дождь и не собирался заканчиваться. В семейную палатку Бондаревых проситься было как-то не очень. Сашина палатка оказалась одноместной и туда с трудом влезла походная раскладушка. Кстати прикольная штука, чувствуешь на ней как дома на кровати. В машинах тоже спать было невозможно, они стояли под такими углами, что сон был бы практически стоя. Пришлось устраиваться в два яруса – Саня на раскладушке, а я втиснулся сбоку в просветик. Так сказать нижняя полка. Из соседней палатки немного пошутили на этот счет и быстро все заснули изможденные этим длинным днем. Не тут-то было. Около 12 ночи все проснулись от холода. За пару часов температура с 35 опустилась до 11! Хотя организаторы уверяли, что ночью ниже 20 не падает. Естественно, что спальники были расчитаны на 20 градусов. А я почему-то решил, что мне хватит и махровой простынки и спальник вообще не брал. Нацепив все, что было из вещей, кое-как дождались утра.
Дождь прекратился. Встало солнышко. Буквально за полчаса освободили две машины, которые, как казалось вечером, невозможно было достать вообще. Дождь сделал свое дело. Песок стал влажным и ехать было одно удовольствие.
Езда по дюнам штука непростая. Разгоняешься, выскакиваешь на гребень. При этом видишь только небо и капот машины. Дальше – как повезет, чуть промедлишь, садишься на гребне на брюхо. Перегазуешь, за гребнем может оказаться отвесный обрыв, переворот обеспечен. Часто на той стороне оказывается воронка-ловушка, в которую сразу утыкаешься носом и выехать практически невозможно. Систематизировать строение дюн за неделю я так и не смог. Большие, маленькие, с широким и узким гребнем, обрывы, воронки, широкие порталы между гор песка. При почти постоянном сильном ветре, кажется, что должна быть просто песочная равнина. Особенно меня поразил огромный котлован среди дюн. Почему ветер не занес это место песком для меня загадка.
Учителей рядом не было. Технику езды приходилось постигать через собственные ошибки и работу лопатой. В принципе все просто. Заезжаешь по большой дуге очень близко к вершине, пытаешься заглянуть на ту сторону дюны. Если все нормально и хватает инерции – переваливаешься, если нет – делаешь новый заход. Если все же с той стороны оказалась воронка, пытаешься двигаться по стенкам спиралью и перевалить дальше. Вторая машина ждет указаний и использует уже правильную траекторию. Тяжелый труд. Днем жара поднялась до 35 градусов. Копать и бегать по дюнам было ой как непросто. Количество перекопанного песка можно исчислять вагонами, а лопата становится основным инструментом.
Наконец, мы добрались до точки дозаправки. Хотя мы и не видели в пустыне следов других, но тут скопилось довольно много участников. У многих были оторваны бампера, разбиты задние стекла, погнуты двери. Видно было, что досталось всем. Кто-то из судей одобрительно закивал и сказал, что у нас самая аккуратная команда. Хотя и у нас при вытягивании лопнувшим тросом разбилась фара и погнулся капот.
Посмотрев на GPS, я не поверил глазам. Следующая точка опять была среди дюн. А рядом буквально в 500-х метрах синело море. В пустыню очень не хотелось. Но песок после ночного ливня высыхал с катастрофичной скоростью. Ничего не оставалось, как побыстрее отправиться опять в путь, чтобы захватить твердый подмокший слой. Удивительная страна, необычные условия гонки. Как только начинаешь думать, что все Окей тебя ждет новый сюрприз. Песок промок сантиметров на 15-20. Получилась корочка наподобие тонкого льда. Первая машина без резких движений ехала как по асфальту. Второй было уже тяжелее. А потом начался необычный эффект. Палящее солнце начало подсушивать верхний слой и машину стало носить как на настоящем льду. Остановившись на склоне, достаточно было малейшего толчка, чтобы машину начало стаскивать вниз. А малейшая пробуксовка ломала твердую корку и садила автомобиль просто на мосты.
На исходе третьего дня организатор предусмотрел общий бивуак на берегу океана.
С каким наслаждением мы плескались в теплой водичке, общались с другими командами, слушали шум волн. В этом месте песок был необыкновенно белого цвета. Меня удивило, что мы все еще могли оценить красоту песка. Жаль, что организатор не захотел делать здесь привал на день. Не повезло тем экипажам, которые прибыли на побережье уже в темноте. Сегодня требование на остановку в 16.00 было отменено. Все должны были собраться, получить новые указания и сделать новый старт утром. Здесь же была единственная возможность получить сервис. Питерская команда так штурмовала дюны, что хотя и приехала одной из первых, но на машины было жалко смотреть. У одной был напрочь уничтожен передний редуктор, а на заднем приводе в песке делать нечего. Дотошные русские насели на сервисную команду с требованием чинить мост. Те махали руками, утверждая, что в поле это не возможно и твердили: «НОУ ПОСИБЛ». Как это не возможно?! «Посибл, посибл» - утверждали питерцы. В автоспорте механики за ночь практически новые машины собирают, а тут какой-то редуктор! Хитрые местные сказали – «Окей, будет редуктор – тогда поставим», наверняка сознавая, что ближайший магазин с запчастями на другом конце страны. Просто они не знали русских. Договорившись за большие деньги с журналистами, использовали их Тойоту как донора и, собрав по лагерю у кого какие есть ключи, питерцы через пару часов с невинным видом принесли редуктор. Оооо!!! Я видел эту картину! Думаю, до утра они и сами починили бы свою машину, но было дело принципа. Утром отдохнувшая команда получила уже исправный автомобиль. Покидать берег, который прозвали Бора-Бора, очень не хотелось.
Опять общий Старт и движение на точку. В легенде примечание: «Двигаться строго по накатанной дороге или вы можете остаться здесь надолго». А где же эта дорога? Стартовавшие экипажи поехали каждый по своему пути не задумываясь, что их ждет. Представьте себе илистое дно моря, верхняя вода уже давно ушла, но высокие грунтовые воды не позволяют илу полностью высохнуть. Засохшая только верхняя корочка. Выглядело это как хорошо укатанный асфальт, но мощные двигатели даже на второй передаче не тянули. В этот день очередь рулить была Сашина (мы регулярно менялись, а Костя, пользуясь положением главы семьи, практически все время проводил за рулем). Впереди, как-бы осматривая окрестности, остановилось несколько машин. Я каким-то чудом почувствовал опасность, и на очень повышенных тонах заставил Саню выскочить из колеи и жать газ до упора. Мы успели. Твердое место было через пару километров. За нами в разных местах садились машины и среди них наш второй экипаж. Не проскочили и организаторы. Выглядело это несколько комично. Идеально ровное, бескрайнее поле, усеянное машинами и суетливо бегающие вокруг люди. Пожалуй, так серьезно мы еще не застревали. Ил буквально всосал машины. Для того чтобы поднять и подложить под колеса трапики, одного домкрата оказалось мало – он просто начал гнуться. Спасательные работы продолжались часа два. Еще одно подтверждение о коварстве региона.
Сегодня вечером у нас была запланирована туземная вечеринка. К 16.00 подобрали подходящее место для ночлега, поставили машины так, чтобы закрыться от ветра. Через пару дней пути у нас были четко отработанные задания по лагерю и через 20 минут после остановки мы уже могли спокойно отдыхать. Конечно, первым делом хотелось принять теплую ванную или душ на крайний случай, но норма воды исчислялась одной бутылкой 1.5 л. на вечер. Девушке выделяли две. Каждый достал припасенные туземные наряды, и мы весело провели вечер. При отсутствии палатки я всю поездку спал под открытым небом на походной раскладушке. Что-то в этом есть. Но пустыня как всегда не давала скучать. С 9 до 12 вечера дул сильный ветер, меняя направление каждые пол часа, а с12 температура падала и появлялась роса такой интенсивности, что все становилось насквозь мокрым. Потихоньку и к этому приспособились. Одну ночь я проснулся от какого-то шелеста. Открыл глаза и чуть не умер от страха. Надо мной выросла темная гора. Чего только не привидится спросоня! Меня как ветром сдуло с лежака, а дикий верблюд, решивший полакомиться украинской кухней, помчал в другую сторону. В пустыне этих верблюдов видимо-невидимо, мы даже иногда использовали их следы, чтобы выбрать правильный путь преодоления дюн. А другую ночь зеброподобный осел так орал всю ночь, что захотелось устроить на него охоту. Но разнообразностью живности пустыня не радовала.
Организаторы приготовили новое испытание. На одной из точек стоял контрольный пункт, в котором отмечалось время и до следующей давалась средняя заданная скорость 55 км/час. Нарушаешь режим – штраф. Естественно через некоторое время начались дюны, по которым ехать в таком режиме просто невозможно. Песок проскочили со скоростью где-то 30 км/час и на спущенных до 0.8 колесах (при норме 2.5) понеслись по равнине наверстывать время. Качать колеса времени уже не было. Скорость в 140 км/час оказалась невыносима для наших колес и после трамплина на второй машине на приземлении порвались сразу два передних колеса. Костя каким-то чудом удержал машину от переворота. У нас осталось всего две запаски и появилось твердое правило больше так не рисковать.
Организаторы приготовили новое испытание. На одной из точек стоял контрольный пункт, в котором отмечалось время и до следующей давалась средняя заданная скорость 55 км/час. Нарушаешь режим – штраф. Естественно через некоторое время начались дюны, по которым ехать в таком режиме просто невозможно. Песок проскочили со скоростью где-то 30 км/час и на спущенных до 0.8 колесах (при норме 2.5) понеслись по равнине наверстывать время. Качать колеса времени уже не было. Скорость в 140 км/час оказалась невыносима для наших колес и после трамплина на второй машине на приземлении порвались сразу два передних колеса. Костя каким-то чудом удержал машину от переворота. У нас осталось всего две запаски и появилось твердое правило больше так не рисковать.
Вечером наша рация ожила, и белорусская команда живо стала интересоваться, остался ли у нас запас водки. Остался! Но очень теплой. Получив координаты нашей стоянки, в ход пошла славянская хитрость. Сообщив организатору, что у них закончилась вода, а у нас она якобы есть в излишке, эти жулики получили разрешение на переезд уже после 16.00! Братание двух народов проходило с тушенкой и почти 40 градусной и по крепости и по температуре водкой. Славянская хитрость заслуживает отдельного описания. Питерская команда, упершись в скалы на берегу моря расчитала время отлива и немного подождав, просто проехала по воде, выиграв тем самым около 40 км, когда остальные объезжали горный участок. Белорусы, разведав один из коротких проходов в горах, на другом участке вернулись пешком, чтобы ветками замести следы, разговаривая на общей волне, прибалты на чистом русском утверждали, что нужно вокруг, а сами ехали прямо! И таких примеров было не счесть. Французы даже выразили недоверие приборам и организаторам пришлось проводить дополнительную проверку. Все это мы узнали уже на финише, а пока километр за километром проходили просторы Султаната Омана. Впереди нас ждала горная часть страны. При подходе к горам на контрольном посту организатор сообщил, что гонка в этой точке закончена, но настоятельно рекомендовал проехать эти 300 км, потому что очень, очень красиво. Оказалось, что в горах практически нет дорог. Оползни разрушили большую часть пути. В горах живут собиратели воды, которую потом переправляют на Большую землю по трубопроводу. И по тропинкам между поселениями мы кое-как прошли это последнее препятствие. В горах нам попался одиноко стоящий Ниссан с двумя растерянными пожилыми людьми. Выяснилось, что это французы, преподаватели языка в Эмиратах. Захотев экстрима, они зачем-то поехали в горы, порвали колесо, а в машине не оказалось набора ключей. Мобильной связи в горах не было и вид двух машин с Украинским флагом на крыше, по-моему, сильно их обрадовал. Мы быстренько поменяли колесо, подарили сувениры и двинулись дальше, получив от французов заверения, что Украина теперь будет в их сердце. Ну а в наших сердцах осталось что-то теплое от приключения в необычной стране Султанат Оман на Аравийском полуострове.
На следующий год мы настроены бороться за Приз Наций, и думаю, что с этим составом и накопленным опытом, у нас есть большие шансы. А гонка Пустынный Экспресс открыта для всех и надеюсь, что Украину будет представлять не только наша команда.
Богдан Сухецкий
Богдан Сухецкий
P.S.
Спустя несколько месяцев, Оман неприятно «аукнулся» одному из членов нашей команды малярией. Еще один урок, что в поездках не бывает мелочей, и каждый шаг подготовки должен быть продуман.