15 ноября утверждены результаты года. По официальным данным Чемпионат состоялся. Участвовало чуть меньше 30-ти экипажей, 6 команд. Происшествий не было, даже приезжали иностранные участники. Так как же все было: хорошо, плохо или средне?
Попробуем проанализировать этапы Чемпионата Украины по ралли на внедорожных автомобилях. Интересное название? Помните: "Как корабль назовешь, так он и поплывет"? Мало-помалу нас приучили к мысли, что ралли-рейдовая дисциплина со своей спецификой трасс, правил, автомобилей и со своей особенной идеологией ничто иное, как просто ралли, только с участием автомобилей, чуть большей массы и немного медленнее. Наши судьи даже предположить не могли, как возможно движение по трассе на буксире, или как можно не пройдя несколько КП, продолжать гонку, или как выбиться из нормы времени практически на 6 часов. Все это, конечно, невозможно в классическом ралли, где борьба идет за сотые доли секунды, но в ралли-рейдах отрывы между первым и третьим местом иногда могут составлять несколько часов. Вспомним культовую и в чем-то образцовую гонку Париж-Дакар. Сложнейшие условия, сотни экипажей, четырнадцать дней гонки. Не будь там специфических правил игры, до финиша вряд ли доехало бы и десяток машин. Технички тянут "боевые" автомобили, экипажи чинятся на трассе, срезают маршрут, чтобы добраться до сервиса и многое другое, что позволяет финишировать. Это все специфика ралли-рейдов, дух и особый шарм этих соревнований. Кто-то может возразить, что у нас не Париж и даже не Дакар, что у нас много разных "но" и т.д. Интересно, почему же в шахматы в разных странах играют одинаково, тепло там или холодно, левой или правой рукой, на столе или на полу?!
В начале года мы получили чуть-чуть измененные раллийные правила. Несмотря на полное несоответствие международным нормам дисциплины. В прошлом году в ожесточенных спорах по поводу международных правил, мне приходилось слышать разные доводы "против", но один мне запомнился надолго: "Как мы будем судить по таким правилам?". Конечно! Как? Для того чтобы судить, надо досконально знать не только правила, но и нюансы гонки и самым легким путем оказалось изменить раллийные правила. Хотя в последний момент удалось отвоевать некоторые пункты, мы получили регламент 2003 года, и не было ни одной КСК, под разными предлогами не нарушавшей написанное и неудивительно, потому, что как только соревнование становилось похожим на ралли-рейд, часть правил применить было невозможно.
Почему утвердили такие правила? Где был комитет? Напомню, что комитет, по сути, законодательный орган дисциплины. Оказалось все очень просто. В новом составе, за год комитет не собирался ни разу! Возможно, в других дисциплинах, проводимых не первый год, все идет по накатанному пути, у нас же комитет должен был отработать весь год для анализа и исправления ошибок в новой для Украины дисциплине. Не руководителю комитета, не заму это было не нужно.
Причины пассивности определились чуть позже, когда оказалось, что у Чемпионата есть владелец, генеральный организатор, держатель прав, т.е. кто-то есть, но никто не знал кто. На самом деле был некий господин, который подписал какие-то бумаги с Федерацией, но сути договора не знал никто. Права, обязанности, ответственность, все нюансы были за семью печатями и на все вопросы отвечалось - что это коммерческая тайна. Там, где есть коммерция, бизнес, есть и деньги.
Нам надо было срочно радоваться. Появился заинтересованный человек с ДЕНЬГАМИ. Наведет порядки, поможет организаторам с финансированием, поднимет уровень соревнований. Не тут-то было. Кроме громких заявлений и выдвинутых условий никакой работы и помощи. Только очевидный вред. По словам организаторов Шосткинского этапа, именно неопределенность с договором не позволила провести этап. Проблемы были и с Крымским этапом.Номинальный владелец Чемпионата постарался сделать все для того, чтобы этап не состоялся, но Геннадий Литинский был очень настойчив в желании провести этап. И все-таки провел соревнования, и очень неплохое соревнования, имеющее будущее как международная гонка. Львовский этап вообще был отменен и до последнего для никто не знал, состоится ли он. Неплохо, что организатор оказался очень "гибким" в своих решениях и хотя ошибок было совершено много, все быстро решалось, и гонка более-менее получилась.
Дальше был Немиров-трофи. Традиционная гонка с традиционными проблемами и ошибками, но с потрясающе-разноплановой трассой и еще должно было пройти ралли Приднепровье, организатор которого активно обещал три этапа, а в итоге не провел ни одного. И как не вспомнить зимнюю гонку в Ахтырке с великолепно подготовленной трассой, но разделенной на короткие СУ с длинными перерывами и, мягко говоря, своевольными судьями.
Анализируя все гонки, можно утверждать, что на Украине нет единых стандартов подготовки трасс, написания легенды, судейства и многого другого. За сезон ближе всех к идеологии ралли-рейдов оказалась Крымская гонка. 320 километров за один день в очень жестких условиях дали серьезную школу гонщикам, и позволила реально показать уровень спортсменов и подготовки техники.
Что будет в следующем году? Как будет работать комитет? Что предпочтут организаторы, короткие СУ или трассы "для настоящих мужчин"? Сколько экипажей смогут проехать весь Чемпионат? Кто будет финансировать гонки? Вопросов много, а ответов нет. Есть только различные мнения и у каждого свои.
Я никого не пытался обвинить или уколоть высказываниями, я попытался изложить свое мнение. Предлагаю каждому желающему обсудить волнующие вопросы. Пишите, не оставайтесь в стороне от проблем Украинского спорта.
С уважением,
Сухецкий Богдан
"И плевать я хотел на обузу примет, у него - есть предел, у меня - его нет!" В.Высоцкий
Пролог
"Немиров-Трофи". 5-й этап чемпионата Украины по ралли-рейдам. Украинский "Париж-Дакар". Самая престижная гонка сезона. Этими и другими словами обозначены два участка по 170 км, проложенные по пересеченной местности, которые надо пройти с максимальной скоростью. Или хотя бы дойти до финиша. Что известно о трассе? Будут быстрые грунтовые прямики, броды, лесные участки, песчаные дюны, танкодром с жесточайшим рваньем…мало? Мало не покажется. Ознакомление с трассой строго запрещено. Импровизируйте по ходу, господа!
Всю неделю перед гонкой шли дожди, с каждым днем размывая грунт и настроение. Наш боевой конь - "Пашка", в прошлой жизни - мирный "Мицубиси-Паджеро", заряженный по полной программе "Mobil 1", настроен на высокую скорость и активную рулежку, и в черноземных топях ему придется несладко. А тут еще лебедку не успели смонтировать… Ладно, прорвемся.
Торжественный старт от "Оперного". Хлещет дождь. Фанаты автоспорта жмутся под фронтоном театра, гонщики в командных прикидах держат фасон - расхаживают возле своих монстров. Ведущий что-то невнятно бубнит в микрофон, и машины одна за другой проносятся под надувными воротами, чтобы, построившись в колонну, следовать на базу к месту старта спецучастков - собственно гонки. Впереди колонны - гаишники с включенной мигалкой, замыкают колонну машины сопровождения. Солидол!
На доезде первые сюрпризы. На выезде из города Эд как-то умудрился поймать камень в радиатор. Перегрев, прокладка, головка. Дело вечером и до утра найти новую нереально. Обидно, черт возьми! Мог реально поспорить за победу в своей зачетной группе, да и на трассе теперь придется рассчитывать только на себя. Придется драться в одиночку.
День первый
Вечером перед стартом провели брифинг. Слава, начальник дистанции, выдал легенды и рассказал, какие засады ждут завтра на нашем тернистом пути. Спасибо тебе, добрый человек. Обычно легенды выдают прямо перед стартом, а так штурман может ночью спокойно поработать с дорожной книгой и построить тактику гонки. Теперь он - мозг нашего организма, я - лишь исполнительный механизм и моя главная задача сейчас - постараться уснуть.
Утро порадовало мерзким дождиком. Верхний слой грунта более всего напоминает молибденовую смазку для ШРУСов. Повеселимся… Технички ушли в зону сервиса, расположенную километрах в семидесяти, а мы медленно подтягиваемся к старту. Слава вернулся с разведки и, переходя от машины к машине, делает круглые глаза и рассказывает страшные рассказки, призывая быть осторожнее. Глас вопиющего в пустыне! Бес соперничества уже выполз из подсознания и начал отравлять организм адреналином. Обуздать его пытаются по-разному. Кто-то прикуривает сигарету от сигареты, кто-то делает дыхательные упражнения, а один из пилотов становится в каратистские стойки и занимается дрыгоножеством. Мы со штурманом переглянулись. "Да ну, пужает", - буркнул Гриша и полез в машину пристегиваться. Пора и мне паковаться.
И вот, наконец, старт. Большой Брат, опершись о порог своего прототипа - "Лэнд Крузер-80", как о стремя коня, напряг могучий бицепс и зычно крикнул: "Мир, братья!". Судья дал отмашку и "Крузер", выплюнув облако черного дыма, рванулся в бой. Мы стартуем пятыми. Григорий внешне спокоен и сосредоточен, но я прекрасно знаю, как его колбасит - сам прошлый сезон откатался штурманом. Ничего, это до первого поворота, а дальше начнут работать только рефлексы.
Неожиданно в поле зрения оказывается рука судьи, отсчитывающая секунды до старта, и я начинаю соображать, что это - для нас. Все, мозги в руки - и за работу. Рука взлетает вверх, и "Пашка", взревев могучей "шестеркой", вспарывает грунт всеми четырьмя лапами. Первая, вторая, третья, газ в пол! Раскручиваю мотор до звона, благо присадка "E -3000" позволяет это делать безболезненно. "Пашка" затанцевал на липкой грунтовке, но продолжает цепляться когтями за чернозем. Двадцать секунд, полет нормальный, работаем, Гриша! Штурман уже вошел в боевой режим и хладнокровно отсчитывает расстояние до очередного поворота: "Сто пятьдесят - правый пять, сто правый пять…". Это значит, что через сто метров нужно повернуть направо под углом 90 градусов. Теперь он - мои глаза. Не потому, что зрение у меня слабое, а потому, что у меня сейчас нет другого поля зрения, кроме пятидесяти метров точно впереди машины. Если впереди стена, то, кроме стены, я ничего не вижу. Штурман и должен мне подсказать, что где-то до стены существует объезд. 50 метров - это около двух секунд на все про все - ему сориентировать меня, мне - принять решение и ввалится в поворот.
Дорога стремительно проваливается вниз и, понимая бесполезность тормозов, пытаюсь вытормаживаться двигателем. Переход на пониженную "Пашка" воспринял как приглашение подурачиться, пришлось дать полный газ и, как обезьяна, крутить баранку. Не успел, нас раскручивает на 180 градусов и выбрасывает на мокрую пахоту. Н-да, хорошо, что расширили колею проставками, так и до "крыши" недалеко. Переживать сладостные мгновения счастливого конца некогда, выгребаем из грязевого плена и - вперед, вперед!
- Двести пятьдесят, промоина, опасно!
- Понял, промоина.
На дне небольшого оврага паводок вымыл промоину сантиметров 30 глубиной. Вроде не такая уже и опасная, как написано в легенде. Проходим ее ходом и взлетаем по склону оврага вверх. Впереди - только мутное небо. Неожиданно склон превращается в трамплин и на заключительной фазе полета мы видим ее - Промоину! Прямо в точке приземления в земле образовалась узкая глубокая щель метра в полтора глубиной, которая, постепенно расширяясь до двух метров, тянулась вниз по склону метров на десять. Успеваю схватить яму между колесами, в голове мелькает: "Только газом!". Балансируя колесами по склонам промоины, вылетаем на относительно ровный участок. Как? Не понял. "Пашка", как сайгак, прыгает по верхушкам кочек , и яростно пробуксовывает в воздухе колесами.
- Триста шестьдесят, брод, заходим по большой дуге, атакуем в лоб!
- Понял, Гриша, атакуем в лоб!
На противоположной стороне брода стоит "ГАЗ-66", поставленный организаторами для эвакуации застрявших. Граждане отдыхающие вокруг "шишки" гнусно ухмыляются, предвкушая потеху, и разматывают трос.
Вытормаживаюсь, перехожу на пониженную, полный газ - прыжок! На лобовое стекло обрушиваются селевые потоки грязи. "Пашка" обиженно заурчал и начал сбавлять обороты. "Давай, мужик, не подведи, держись, выгребай!" - бормочем мы с Гришей, и "Пашка", зацепив передними колесами берег, пулей вылетает из болота. Банзай! Топчем дальше.
В зоне сервиса мы ведем себя как белоручки. Помимо Андрея Большого, нашего механика, нам помогает Серега, механик Эда, оставшийся не у дел, и Андрей Малый. Аня, администратор команды, плеснула нам чайку из термоса, и мы, расслабив булки, как взрослые гонщики расхаживаем вокруг машины, пока не вспоминаем, что сервис-то "за свой счет" и идет в зачет времени. Елы-палы, по-коням, аллюр - три креста!
Вкатавшись в трассу , вторую часть дистанции проходим поживее. Даже песчаные участки и пресловутые танковые "дельфины" - ямы глубиной 2-3 метра, которые невозможно объехать, проходим без особых проблем. Финишируем четвертыми в абсолюте. Для первого дня неплохо.
Большим куском грязи вкатываемся на базу и вручаем "Пашку" лечащим врачам - механикам. Теперь у них интим на всю ночь. К нам подбегает Аня: " У Ирки - крыша!". Ира - один из опытнейших штурманов нашей команды, которая в этой гонке выступает в составе шосткинского экипажа.
- Как, где, живы?!
- Да живы, и вроде даже продолжают гонку!
- Ну, молодцы ребята, бойцы!
Через некоторое время на базе появляется побывавшая на крыше "Нива". Вместо стекла - металлическая решетка, вместо экипажа - два куска чернозема. Тот, что побольше - Саня, пилот, поменьше - наша Ирка, штурман. Оказывается. они еще умудрились куском цепи стянуть лопнувший рычаг и на этой скрутке доехали до финиша. Фантастика!
День второй
За ночь температура упала и утро встретило нас сияющей синевой осеннего неба. Грязь прихватило ледяной коркой и подсушило порывистым северным ветром.
То, что сегодня будет повеселее, стало ясно с первых метров дистанции. Машину хоть и изрядно швыряло, но на прямиках спидометр уходил далеко за сотню. Вчерашних ошибок старались избегать, учитывая усталость машины и то обстоятельство, что две поломавшиеся машины со вчерашнего дня с трассы эвакуировать не удалось и экипажи ночевали в лесу. Не май месяц, однако.
Подлетаем к первому броду. Опаньки! Из грязи торчит нос "Мессера" из Шостки, на берегу мнется штурман с тросом в руке. Да уж, и брабусовский мотор не помог. Надо ребятам помочь, они вчера очень благородно выдернули нас из ямы в лесу. Хвастун "Пашка", как на подводных крыльях, перелетает брод и мы цепляем "Мессера" на шнурок. Рывок, другой, третий - брод позади. Пока ребята, догоняйте. Но не так же быстро! Буквально через несколько минут фары шосткинцев замаячили за спиной. Озверевший "Мессер", разбрасывая куски дерна, решил наказать нас за нашу доброту. Рискни здоровьем! Километров пятнадцать мы шли ноздря в ноздрю, и тут у "Пашки" возникли проблемы с гравитацией. Задний мост никак не хотел катиться по земле и парил на высоте 1 -1,5 метров. Диагноз ясен - перегрев амортизаторов. Ладно ребята, пропустим вперед - в лесу мы вас все равно достанем.
И вот лесной участок. Тут уж у кого нервишки покрепче. Растущие вдоль дорог деревья сливаются на скорости в сплошную стену и кажется, будто едешь по тоннелю. Скорость - за сотню, твердый грунт позволяет проходить повороты управляемым заносом.
- Пятьдесят, яма!
Добрые местные жители выкопали поперек дороги яму шириной около полуметра и стоя в сторонке, наблюдают за процессом. Тормозить бесполезно, тапочек - в пол! "Пашка", презрительно вздрогнув, перелетает яму и, обдав зевак грязью, уносится прочь. Знай наших!
- Шестьдесят, левый шесть!
Поворот на угол более 90 градусов. Вваливаясь в поворот, успеваем заметить посреди дороги сложенную из бревен поленницу. Ну, блин, шутники! Обогнули и эту засаду. Гриша подгоняет: "Не спи , замерзнешь!" Ага, и так спина в мыле!
Заходим в закрытый левый, слева деревья, справа - кусты. Вдруг, как в сказке - навстречу трактор с прицепом бревен, на бревнах - мирно спящие лесорубы. Откуда?! На боевой трассе! Бросаю "Пашку" в кусты и пытаюсь выставит его боком. Краем глаза успеваю заметить обалдевшего тракториста с перекушенной баранкой в зубах.
- Пронесло!
- Меня тоже!
Сегодня - день сюрпризов. На танкодроме, штурмуя очередной "дельфин", на выходе из ямы замечаем торчащий из песка снаряд. После пережитого в лесу - это уже семечки. Спокойно огибаем его и валим дальше.
А вот и последний, третий, брод. Что такое? Посреди брода, как гнилой зуб, торчит "Паджера" нашего главного соперника - Ивана из Ахтырки. "Борода", штурман Ивана, мокрый по самые гланды, возится с тросами по пояс в ледяной воде. Да уж, не повезло ребятам.Можно проехать мимо, да без них "Немирову" не будет хватать перца. Принимаем решение доставать. Пролетаем брод и сращиваем два каната. Короткий разгон, рывок - и шеститонный трос рвется, как нитка. Сдаем задним ходом в брод и цепляем двумя тросами. Рывок, еще! "Пашка" сердито плюется в воду выхлопной трубой и начинает закапываться. Удушливо завоняло сгорающее сцепление. Еще раз, еще! Не выходит каменный цветок. Тут появляется еще одна "Паджера" из команды Ивана. Все ребята, извините, мы сделали все, что смогли. "Борода" отцепляет трос и машет нам рукой - езжайте! До финиша уже подать рукой.
День третий. Заключительный
Карусельная гонка. Десять кругов по 2 километра. Для зрителей забава, а для израненных машин последнее испытание на прочность. "Пашка" с утра закапризничал. Не хочу заводиться и все! Упрашивали мы его, упрашивали, еле уболтали. Обещали ехать потихонечку и по твердому грунту. Едва успели на старт "карусельки". На старте опять начал выделываться, пришлось перейти к угрозам.
Наконец, стартуют первые экипажи. В их числе - "наш" экипаж из Шостки, с Иришкой на борту. В этот раз судьба была к ним особенно благосклонна и решила дать им возможность испытать все доступные развлечения. На предпоследнем круге левое переднее колесо "Нивы" решило зажить самостоятельной жизнью, и, оторвавшись вместе со ступицей, исчезло в туманной дали. "Нива" остановилась, уткнувшись в колени зрителей. К счастью, никто не пострадал.
После двух дней гонки наше положение было лидирующим в своей зачетной группе. Перед стартом подошел Валик, чемпион Украины 2002 года и сказал: "Парни, помните, гонщики бывают смелыми, а бывают и пожилыми. Сегодня ваша задача - доехать". Это мы и сами знаем, но побороть азарт не так-то просто.
Старт! "Пашка" из последних сил остервенело рванулся вперед. Первый круг, второй, третий. Достаем УАЗ, стартовавший ранее. Вдруг на приборной доске замигала красная лампочка! Не сейчас, "Пашка", терпи, друг, осталось чуть-чуть! Пытаюсь вытормозиться перед поворотом и - педаль проваливается в пол. Ну что же! Тормоза придумали трусы! Дальше будем тормозить только двигателем. Добираемся до финиша на честном слове и на одном крыле. "Пашка" уже не жалуется, а грязно ругается, но финишную черту пересекает.
К нам подбегает Аня и чмокает нас в грязные морды: "Поздравляю! Вы - первые!"
- Мы?!
- Первые!!!
Продолжение следует…
Калиновский Игорь
Краткий словарь:
Салидол - ехать с понтом
Эд - Эдуард Зюма
Большой Брат - в миру Сухецкий Богдан
Колбасит - это когда очень-очень
Засады - места, сложные для проезда и ориентирования
"Крыша" - то, чего никому не пожелаешь
Булки - то, чем гонщик чувствует машину
Борода - Буденый Сергей
Отмечу сразу, это не был джиперский шабаш, когда все тринадцатые числа с пятницами включительно содрогаются от многоголосого рева тюнингованных монстров. Речь идет о вполне стандартном мероприятии, обыкновенном чуде с элементами офф-роада и собственным названием: "Днипро Classic 2001". Заправителем всего этого внедорожного бала общей протяженностью 250 км стал ухе хорошо знакомый читателю днепропетровский "Лэнд Клуб 4х4".
Внеся свои имена в соответствующие графы протокола (пилот - Сергей Тимченко, штурман - Татьяна Винницкая, авто - Nissan Patrol), мы, конечно же, не преминули поинтересоваться количеством и качеством наших соперников. Их оказалось немало: 29 экипажей, как "частников", так и в составе команд. Вся эта "несметная рать" приехала на грузовиках, мотоциклах и, естественно, внедорожниках самых разных калибров и мастей.
Право первого старта было предоставлено джипам группы "гонка", то есть, следуя языку регламента, "легковым полноприводным автомобилям в стандартной "заводской" комплектации, оборудованным средствами безопасности и соответствующим категориям Т1 и Т2 с двигателем рабочим объемом до 2500 куб. см (1-й зачетный класс) и от 2500 куб. см и выше (2-й зачетный класс)". И поскольку наш самый что ни на есть обыкновенный Nissan Patrol под сие пространное описание никак не подходил, наш экипаж отправился посмотреть на трассу "в деле", чтобы мысленно "прикататься" к ее особенностям. Судя по названию первого спецучастка - "Гвардейские болота" - нам предстояла встреча с энным количеством водно-грязевых препятствий, преодоление которых требовало проявления всего наличного мужества с немалой примесью героизма, умноженных на мощность двигателя и полный привод. Наибольшее скопление зрителей наблюдалось возле самого длинного брода, расположенного почти на финишной прямой, где тяжеленные внедорожники с завидным упорством раз за разом проверяли на прочность закон Архимеда. Ну, о том, что масса выплеснувшегося наружу равняется массе погруженного. Наибольшее впечатление оставил "заплыв" в исполнении Nissan Patrol под чутким руководством Юрия Ярило. Длиннобазный монстр с ревом вкатился в грязевую ванну и, не успев толком насладиться ее благотворительным действием, полетел дальше. А поднятый им веер озверевшей жижи ринулся на зрителей, превращая все и вся в некое подобие персонажей известного фильма "101 далматинец". Адреналина добавило и выступление экипажа Богдан Власенко - Николай Кузьма на Toyota LC 80. Выпрыгнув из длинного брода на прямой, но неровный участок, автомобиль на мгновение замер в воздухе тяжелой металлической птицей, расшвыривая из-под "когтей" клочья грязи и травы, а затем неуклюже приземлился на передние колеса. Мощнейший удар как будто выбил управление из рук пилота и на очередном повороте Toyota легла на бок. Спасибо средствам безопасности за то, что экипаж остался цел и невредим и отдельная благодарность зрителям: с их помощью автомобиль вновь встал на колеса и смог продолжить путь.
"Гонка", тем временем, уступила место группе "рейд"-"легковым подноприводным. автомобилям в стандартной "заводской" комплектации", где требовалось лишь наличие ремня безопасности, шлема, аптечки, огнетушителя (объемом не менее 4 л), лопаты и троса. Наш час настал! Или пробил? А впрочем, неважно: отмашка судьи и - вперед! Тело заметалось в ремнях, шлем упорно норовит наползти на глаза, где-то в багажнике рокочет трио в составе огнетушителя, лопаты и троса. Об аптечке думать как-то не хотелось. Наш Nissan Patrol уверенно шел вперед, а в голове, в зависимости от преодолеваемого препятствия, по складам читалось одноединственное слово - "Здорово!". Если под колеса попадала гребенка неровностей, то звучало это как "3-до-ро-во!", холм проходил под "3-з-доро-во-о-о!", а форсирование брода, когда дворники нервно смахивали с лобового стекла остатки грязи, завершилось простым, но очень эмоционально насыщенным "Во!'' в сопровождении поднятого большого пальца.
Но вот, наконец, первое испытание позади. Недолгие часы отдыха до старта второго, "Ночного" этапа скоротались за подкачиванием колес и ознакомлением с легендой. Жаль, но вкусить всю прелесть ориентирования в темноте нашему экипажу так и не удалось. Радиатор, чья решетка изобиловала местной флорой и очень мелкой фауной, взял на себя отнюдь не характерную для него роль кипятильника, поэтому пришлось передвигаться небольшими километровыми шажками. Однако романтики от того не стало меньше. Частые остановки позволили насладиться тишиной ночи, чуть уловимым трепетанием ветра и видом проржавевшей от дождей кнопки луны на черном небе, сплошь усыпанном колючим бисером звезд...
Утро следующего дня началось довольно рано, причем для некоторых участников оно и вовсе стало логичным продолжением ночи. Кто-то старательно накладывал скотчевые швы на разбитую фару, кто-то вправлял на место "вывихнутое" крыло или сваривал "суставы" кенгурина: шла подготовка к заключительному этапу "Маленький Дакар". Первый час соревнований был отдан мото- и квадроциклистам, следующими стартовали внедорожники группы "рейд".
Ознакомительный круг показал, что испытание предстояло нешуточное: трасса, сплошь проложенная по рыхлому песку, вперемежку с коварными бродами, вполне соответствовала названию этапа. Самое главное в таких условиях - удержаться в наезженной колее. Выброс из нее грозил окапыванием со всеми вытекающими последствиями. Особенно этот факт следовало учитывать на крутых поворотах. Ехавший перед нами УАЗ не рассчитал скорость и выпрыгнул из колеи, моментально погрузившись узкими колесами в песок. Метрах в ста от него грустно пыталась вспахать зыбучую целину "Нива". Мы же во всю прыть спешили к броду: требовалось срочное охлаждение двигателю, у которого вновь "пересохло" в радиаторном горле. Впрочем, "спешили", наверное, слишком громко сказано: перегретый "движок" расставался со своими лошадиными силами и ньютоно метрами крайне неохотно. И вот уже за "спиной" авто появились освободившиеся из песчаного плена соперники. "Нива", по всем правилам обогнав по левой стороне, пошла вперед, УАЗ же решил обойти справа. Но решить - это одно, а преодолеть бугры - совсем другое. В результате УАЗ, хрустнув передним мостом, замер и вскоре исчез с "экрана" зеркала заднего вида. Мы же, следуя по песчаным рельсам, шаг за шагом приближались к финишу. И все бы ничего, да только Nissan снова увлекся игрой в "паровоз", пуская клубы пара из-под капота. Очередная остановка, затерявшийся в песках "перрон", а в голове крутится навязчивое: "Что за станция такая?..". Но остановиться - вовсе не значит сдаться и, охладив капот в неизвестно-каком-по-счету броду, наш экипаж благополучно завершил соревнование.
Зато когда в бой пошли джипы группы "гонка", все происходящее воспринималось уже совсем по-другому. Ведь не далее как полчаса назад в мое окно точно так же летели желтые стаи песка, а перед глазами мелькали повороты и следующие за ними ориентиры. Можно смело сказать, что за время первого участия в ралли-рейде было прочувствовано почти все: и старт, и сама трасса, и злополучность схода, и радость "бесполомочного" финиша. Полноты победы, правда, испытать не довелось, а это значит, что все еще впереди. Одним словом, продолжение следует...
Татьяна Винницкая
Все дети любят покопаться в песочнице. Строят замки, роют пещеры, прокладывают дороги, по которым потом катают игрушечные машинки - бибикают, надрывно гудят, переваливаясь через препятствия. Но, оказывается, есть и взрослые, которые не прочь развлечься в песочке. Только песочницы у них другие - песчаные карьеры и машины настоящие -большие джипы. Вот на таком мероприятии мне удалось побывать в один из уик-эндов июля. 8-9 июля клуб "4х4" провел "Парад Офф-Роуд Стайлинг". Это был второй этап ("лето"). Мероприятие проходило на полигоне "Аркона Офф-Роуд" близ села Пуховка Броварского района.
С самого утра на улицу Ванды Василевской начали съезжаться джипы. В сопровождении автомобилей ГАИ колонна двинулась за город. Вот тут мы почувствовали прелесть езды с милицейским эскортом: на высоких скоростях, с перекрытыми перекрестками, люди оборачиваются на вой сирены -чувствуешь себя важным государственным лицом. Уже при въезде на место события стало ясно, почему для "покатушек" выбрали песчаный карьер - простые легковушки увязли в зыбком грунте и их приходилось выталкивать. Даже автомобилю "Скорой помощи" понадобилась помощь. Когда завершилось размещение участников и зрителей в громадной чаше карьера, показать трассу гонщикам выехал клубный Toyota Land Cruiser. Но после первого же круга "японец" не выдержал и поломался. Видать, его "замучили" еще до соревнований, прокладывая маршрут.
После жеребьевки первым стартовал Иванов Александр на пикапе Nissan King Kab, но техника опять не выдержала: на втором круге первого заезда он сошел с дистанции. Первым автомобилем, проехавшим два круга, оказалась Toyota Land Cruiser, управляемая Чернявским Георгием (штурман Балаш Олег). Однако, потратив слишком много времени на прохождение трассы (11мин 41 сек) они от дальнейшего участия отказались.
Следующим стартовал киевский экипаж, Дунайский Андрей - Домбран Владимир на специально подготовленном ВАЗ 2121. "Оранжевые шлемы" , подбадриваемые многочисленными зрителями, стоящими вдоль трассы, лихо преодолели и сыпучие пески, и почти отвесные подъемы, показав достаточно неплохое время 6 мин 14 сек.
Вслед за "Нивой" в бой пошел экипаж Власенко Богдан - Седых Елена на Njssan Patrol. Зрители скандировали его имя, ведь Богдан участвует практически во всех соревнованиях Офф-Роуд, как в Украине, так и в странах ближнего зарубежья, часто выигрывает, поэтому и стал любимцем публики. Практически безошибочное прохождение трассы, высокая скорость и результат налицо - лучшее время (5 мин 45 сек).
Всех удивил Акименко Леонид: ведомый им УАЗ-469 с таким остервенением боролся с песком, что два круга "проскочены" за 5 мин 42 сек. Но за наезды на ограничительную ленту экипаж был оштрафован на 10 сек.
Следующим участником гонок был Ревзин Руслан из Харькова. На крутом спуске его "Нива" слишком разогналась, прыгнула на трамплине и с ударом приземлилась на передние колеса. Этот удар оказался роковым - вырвало сошку маятника и колеса "разъехались" в разные стороны. В таком виде автомобиль преодолел еще один круг! Но до финиша не добрался.
Лихо рванули в пески Дзюбенко Валерий и Палий Максим на УАЗ-3151, но не удержали машину и перевернулись. Сразу же болельщики кинулись на помощь. Не прошло и минуты, как автомобиль был снова на колесах, однако время было упущено.
Последним в заезде на трассу вышел Аникеенко Александр на Mercedes-Benz 300 GE. На первом же подъеме машина начала зарываться, как оказалось, забыли включить блокировку. "Гелендваген" пошел, но пески ему все равно давались с трудом (шоссейная резина и малый клиренс явились исконной причиной), поэтому время оказалось довольно большим (9 мин 13 сек) и Александр отказался от дальнейшего участия.
Да, никто не мог догадаться, что из восьми автомобилей во втором заезде участвовать будут только половина и причем три отечественных (по старым меркам).
После джипов на трассу вышли гонщики на четырехколесных мотоциклах. И если Королевич Ярослав штурмовал склоны на собственной "Ямахе", то Николай Кузьма и Тубовский Иван острые ощущения получали на взятых напрокат у фирмы "4Х4 Extreme Motorsport" "Хонде" и "Полярисе". Спортивная "Ямаха" легко вписывалась в схожий с мотокроссовым пейзаж, а вот два других ATV походили на двух медвежат, пробирающихся по пригоркам. "Polaris" таки показал свой норов и, практически на ровном участке, сбросил наездника в придорожные заросли, да так, что даже помощь "Бориса" понадобилась.
Во втором заезде джиперов участвовали уже одни профессионалы: Дунаевский на "Ниве", Власенко Богдан на "Ниссане", Акименко и Дзюбенко на "УАЗиках". ВАЗ показал результат 6 мин 33 сек,а основная борьба разгорелась между "УАЗами" и "Ниссаном".
Леонид Акименко выжимал из своего "козлика" все возможное. Это было нечто: машина просто перепрыгивала труднопроходимые участки. Но тут - досадная ошибка штурмана: поворачивают не в тот поворот. После возвращения на правильный маршрут, Леонид еще добавляет в скорости и на последнем подъеме, именуемом "Абсолют" (кстати, весной, во время 1-го этапа, его начал прокладывать среди деревьев именно Акименко) у него застучал двигатель, но финишировать все же удалось, и с довольно неплохим временем - 5 мин 55 сек.
Богдан довольно ровно откатался. А вот Дзюбенко Валерий существенно улучшил свое время, показанное в первом заезде и стал победителем второго.
Еще раз на трассу выехали четырехколесники, дабы решить принципиальный вопрос первенства. На приспособленный под пьедестал почета ATV, в следующем порядке поднялись: 1-й - Кузьма Николай, 2-й - Королевич Ярослав,3-й -Тубоский Иван. А дальше были призы и брызги шампанского.
В воскресенье организаторы кардинально изменили трассу: убрали крутые подъемы, добавили горы сыпучего песка и длинные скоростные прохваты. Общая длина увеличилась с 2км 100м до 4-х км. Соревнования стали намного интересней. Ведь от гонщиков требовалось максимально быстро пройти прямые участки и вовремя переключиться на проваливающийся под колесами песок.
Борьбу за первенство продолжили Власенко Богдан, Дунаевский Андрей, Дзюбенко Валерий, а так же Акименко Леонид и Ревзин Руслан, успевшие за ночь отремонтировать свои автомобили. Ревзин с большим отставанием откатал только первый воскресный заезд. А вот в абсолютном зачете, что называется, всеми четырьмя колесами выхватили первое место Леонид Акименко и Хижняк Максим из команды ЦСКА - Столичные Новости, выступавшие на автомобиле УАЗ-469. Второе место заняли Власенко Богдан и Седых Елена на Nissan Patrol (они, кстати, победители первого этапа "Весна"). На третье место выкатили Дунайский Андрей и Домбран Владимир на "Ниве". Победители получили призы от 4Х4 Офф-Роуд Центра, торговых марок "Шустов" и "Hella".
А для журналистов, чтобы они не оставались просто зрителями, фирма "Авто Интернешнл" предоставила автомобили "Suzuki Grand Vitara" и "Isuzu Big Horn" для небольшого теста. Действительно, удовольствие от вождения этих автомобилей просто неописуемое.
По материалам пресс-службы ФАУ